©"Заметки по еврейской истории"
  октябрь 2023 года

Loading

Крайние элементы зелотов образовали в Иерусалиме тайную фракцию сикариев, «кинжальщиков», которые путем убийств мстили и римлянам, и политическим противникам из своего народа. Освободительное движение превратилось в террористическое.

Александр Ойзерман

ПАДЕНИЯ ИЗРАИЛЬСКИХ ЦАРСТВ

Компиляция из «Истории еврейского народа» С.М.Дубнова.

Проявления политического расслоения израильского общества стали в последнее время столь масштабными, что хотелось бы понять, что же, в самом деле, происходит, что «неладно в Датском королевстве». В разнообразии попыток предсказать будущее в свете происходящего выделяется следующее: «Сильная власть религиозных погубила Израиль дважды, и погубит опять.» Рассматривая это пассаж в высшей степени поверхностным, полагаю небесполезным напомнить обстоятельства падения израильских царств. Использованы тексты великого историка С.М. Дубнова из его «Истории еврейского народа на Востоке» тт.1, 2. Текст полностью принадлежит Дубнову, с сохранением его орфографии, я лишь допустил от себя несколько слов-связок.

В царствование царя Соломона старое деление государства на уделы разных колен уступило место административному. Рядом с упорядочением гражданского управления шло улудшение религиозной системы, первосвященником стал Цадок, первый в новой иерусалимской династии первосвященников, существовавшей до возникновения Хасмонеев. В эту эпоху израильтяне вступили в особенно близкие отношения с культурнейшими государствами Востока — с Египтом и с Финикией. Израильские мореплаватели достигал берегов Аравии, Эфиопии и Индии, стран средизмноморья вплоть до Южной Испании. Флот возвращался в исходную гавань, нагруженный золотом, слоновой костью, дорогими сортами дерева, предметами роскоши. Все эти редкие товары перевозились на верблюдах в Иерусалим; богатые мало-помалу приучались к роскоши. Соломон исполнил завещание отца — соорудил большой храм на холме в восточной части Иерусалима. Финикийские мастера построили для Соломона роскошный дворец, примыкавший к храму. Иерусалим украсился великолепными зданиями.

Израильское царство приобщалось к цивилизации больших народов Передней Азии. Привлекала всеобщее внимание фигура Соломона, иноземцы стали постоянными гостями царства. Распространилась слава великого царя, богатого, просвещенного, мудрого. Нравы древнего Востока проникали в Израильское царство, прежде всего в Иерусалим. Соломон жил с пышностью восточного властелина. В его гареме было множество жен и наложниц самого разнообразного происхождения, «со всего света». Царь позволял своим женам, как и всем иностранцам вообще, открыто соблюдать свой религиозный культ. Сам царь иногда присутствовал при церемониях идолослужения.

К концу царствования Соломона все более стала обнаруживаться его оборотная сторона. Народ был далек от благосостояния, налоги были непомерны. Недавно еще патриархальный, израильский народ не привык к сложной, дорого стоящей цивилизации. Растущее недовольство внутри народа охватило наиболее воспламеняемые его части — те израильские колена, в которых еще не угас дух сепаратизма и которые были недовольны гегемонией колена Иудина. Лидеры эфраимитов искали и находили поддержку своим буйным мыслям и замыслам восстания против режима Иерусалима.

Продолжительное мирное царствование Соломона ослабило в израильтянах прежний воинственный дух. Этим пользовались враждебные соседи, набеги с севера не получали должного отпора изнеженного, чуждого воинственности Соломона. Соломон не дожил до кризиса, умер после сорокалетнего царствования (приблизительно 930 г.). Преемникам Соломона предстояли большие внешние и внутренние политические трудности.

В эпоху судей, при господстве родового строя преобладающее значение среди колен имели многочисленные колена Эфраима и Менаше, географически расположившиеся в центральной части Ханаана. С утверждением царской власти первенство переходит к Вениамину, а потом к Иуде, который дает объединенному народу свою династию, столицу и общенародный храм в Иерусалиме. Перемещение политического центра на юг, в Иерусалим, вызывал ропот еще при Давиде, а после смерти Соломона произошел неизбежный раскол. После столетнего объединения Эфраим и Иуда отделяются друг от друга, единое израильское государство распадается на две неравные части: большое северное царство — Израильское — и меньшее южное царство — Иудейское. Наступила эпоха двуцарствия (ок.920-720 гг.).

За политическим расколом последовал религиозный. Не желая поломничества подданых в Иерусалимский храм, царь Израильского царства воздвиг два храма с позолоченными изображениями тельцов — в Бетэле и в Дане. Реставрирован старый порядок праздничных богослужений, когда религиозная святыня не в отдаленной иудейской столице, а «под рукой». С другой стороны Израиль развивал отношения с Финикией, финикийские купцы и жрецы наводннили Самарию, столицу царства. Быстро распространялись обычаи и нравы богатой приморской Финикии, из царского дворца исходил пример новой жизни, пример поклонения новым алтарям. Против новых порядков боролся великий пророк Элияху (Илия), уроженец Тишби. Позже с пламенными проповедями против разложения нации, испорченности высших классов, «грехов Самарии» выступили пророки Амос и Гошеа. Пророки предрекали самые худшие перспективы и, в итоге, гибель израильского царства.

И вот на сцену истории выступает могущественная Ассирия. Эта великая держава, стремящаяся к поглощению малых государств Передней Азии, все более продвигалась к берегам Средиземного моря, к северу Палестины. Войска Ассирии атакуют Израиль. Израильский царь пытается откупиться золотом и серебром, но в итоге Галилея и заиорданский Гилеад оккупированы, многие жители загнаны в далекие области Ассирии (734-733 гг.). Оставшаяся часть Израиля должна была признать верховную власть ассирийского царя и платить ему дань. Но полный захват Израильского царства был впереди. Салманассар появился в израильских владениях с огромным войском. Три года осаждали ассирийцы столицу; после падения Самарии Израильское царство, просуществовав более двух столетий, исчезло (721 г.). Многие тысячи жителей были угнаны в Месопатамию. В опустевшие израильские города ассирийский царь перевел на жительство ассирийцев, вавилонян и арамейцев. Новые поселенцы с течением времени смешались с остатком израильтян, усвоили многие израильские обычаи и верования и образовали особую полу-еврейскую народность самаритян. Однако, значительная часть израильтян переселилась в южное Иудейское царство, сохранив свою веру и народность.

А как сложилась история Иудейского царства? После распада государства Соломона Иудея перестает играть более видную роль, чем Израиль. Израиль принимает более живое участие и в событиях тогдашней мировой истории, Самария на время затмила славу Иерусалима. Однако, Иудейское царство имеет некоторые преимущества: стойкость Давидовой династии, религиозное единство, поддерживаемое иерусалимским храмом, отсутствие агрессивных соседей. Первые после Соломона цари Иуды не отличались благочестием, переняв во многом, увы, нравы двора великого царя. Но уже царь Аса (912-874 гг.) уничтожил иноземные культы и восстановил господство Яхве в столице и в провинции. Левиты объезжали страну и обучали народ законам иудейской религии. Царицей финикиянкой Аталией и ее приспешниками среди высшего общества была попытка восстановить культ Баала, вплоть до сооружения статуй богов и алтаря прямо в храме, но усилиями патриотов царица была свергнута, прочие понесли заслуженное наказание (836 г.). Следующим правителям удалось утихомирить страсти в высших эшелонах власти, для Иудеи наступило время внешнего мира и внутренняго благосостояния. Иудея вела оживленную торговлю с Финикией и Египтом. Богатства стекались в маленькую Иудею и влекли население на путь роскоши и расточительности.

Но к 735 г. тень Ассирии и в Иудейских горах. После завоевания израильской Галилеи и Иудейское царство должно было признать себя вассалом и платить дань Ассирии — и это взамен того, что Иудея не вступила в войну на стороне Израиля.

Иудея вошла в сферу влияния Ассирии, и с того момента перед нашей нацией стал вопрос: подчиниться или сопротивляться? Полуторавековая история Иудеи — между ассирийским и вавилонским господством — наполнена борьбой политических и религиозных партий. Неизбежно было стремление к независимости и противодействие ассирийскому влиянию, когда оно в формах чужой культуры вторгалось во внутреннюю жизнь народа. Подъем и упадок национального духа, реформы и реакции чередуются с правильной периодичностью (735-586 гг.). Освобождение от ассирийского верховенства при царе Хизкии (720-690) и восстановление чистого культа Яхве при Иешаи, пророке, вожде и учителе — и горячее поклонение ассирийской культуре и искажение религиозного культа при Менаше (690-640). Но и в этот период пророк — Миха — обращается к иерусалимской знати:

«Вельможи дома Израилева, презирающие правосудие, искажающие все истинное, строящие Сион на крови и Иерусалим на несправедливости! Из-за вас Сион будет вспахан, как поле, Иерусалим превратится в развалины.»

И далее: новый царь Иошия (638-608) вновь очищает Иерусалим от остатков язычества, новый великий пророк Иеремия, наделенный несокрушимой силой слова, призывает народ к духовному сплочению. Опубликование и канонизация книги Дварим (Второзакония) заложило начало власти Закона, Торы, власти Книги. Но Бог уже решил наказать еврейский народ за отступничество.

В годы царствования Иошии произошло крушение Ассирийской монархии; империя, уничтожившая северное царство Израиля, погибла. И на сцену выходит Египет. Египет начинает движение к Сирии, стремясь захватить свою долю в наследстве умирающей Ассирии. На пути фараона маленькая, но колючая Иудея. Сопротивление иудейских отрядов было неудачным; Иошия погиб. Иудея становится вассалом Египта (607 г.). И снова в элитных группах Иерусалима, где, как оказалось, не исчезли ассимиляционные тенденции Менаше, ползет идея: Завет торжественно обнародаванного «Второзакония», что Яхве защитит верную Ему нацию, не оправдался. Не перестать ли плыть против мирового течения, не приспособиться ли во внутренней жизни к порядкам господствующей державы; ради собственного спокойствия приладиться к египетским порядкам, как к ассирийским в недавнем прошлом? Сторонником этой политики стал новый царь Иоаким. Он отменил строгие законы и допустил свободу местных религиозных культов. Пророки — Иеремия и Урия — порицали царя и всех поклонников иноземных обычаев, смело стояли во главе оппозиции.

«Вы крадете, убиваете и предаетесь распутству, лжете, курите фимиам Баалу, идете за чужими, неведомыми богами — а потом вы приходите, становитесь перед лицом Моим в этом храме… Идите в Силом, где некогда стоял храм Моего имени, и посмотрите, что сталось с ним за дурные дела израильтян! Вы совершаете те же дела… и Я поступлю с иерусалимским храмом, как поступил с силомским» (Иеремия).

А из Вавилонии уже катилась волна, которой суждено было поглотить Иудею. Царь Невухадрецар двинул свои войска против фараона, захватил Сирию и готовился стать на Востоке «миродержавной» военной монархией. В Иерусалиме образовалась партия воинственных патриотов, требовавших акивного сопротивления новому завоевателю. Иеремия и его единомышленники предвидели неравную борьбу и предполагали, что эта борьба погубит Иудею, как погубила Самарию борьба с Ассирией. Сохранить государство, пусть и в виде вассального царства, позволит сохранить внутреннюю автономию и, главное, защитит от проникновения иноземной культуры во внутреннюю жизнь народа — так проповедовал Иеремия. Войско Невухадрецара шло из покоренной Сирии и приближалось к Иудее. Царь Иоаким, хотя и выразил презрение к политическим предсказаниям пророка, вынужден был изъявить покорность Вавилону и стать данником его (ок. 602 г.).

Иоаким рассчитывал на общее восстание покоренных народов против вавилонского повелителя, перестал платить дань — но ошибся. Он не только не добился независимости, но навлек на страну страшную беду. Невухадрецар со своей громадной армией появился в Иудее, захватил много городов и подступил к Иерусалиму с целью осадить город. Осада началась, и скоро иерусалимцы убедились, что столица не устоит против грозной силы вавилонян. Царь и его мать вышли из Иерусалима и явились в вавилонский лагерь, чтобы лично изъявить покорность Невухадрецару и смягчить его гнев. Но победитель не смягчился, задержал царское посольство и выслал в Вавилон царя и многих знатных людей, священников — до десяти тысяч согласно преданию. В качестве контрибуции Невухадрецар забрал много драгоценностей из храма; Иерусалим лишился своих знатнейших людей и значительной части своих богатств. Новый царь Цидкия дал клятву быть верным вассалом Вавилонии.

Глубокий удар, нанесенный Иудее, разжигал ненависть к Вавилону. Часть тяжело раненой нации стихийно стремилась дать отпор враждебной силе, в то же время другая часть покоряется неодолимой силе ради самосохранения. Царь Цидкия, человек нерешительный, постоянно колебался между партией войны и партией мира, делаясь орудием то одной, то другой из борющихся партий. В 588 г. наступил момент, когда стремления иудейских патриотов из партии войны могли проявиться на деле. Египетский фараон предпринял поход против Невухадрецара с целью отнять у него Сирию. Между Иудеей и Египтом шли оживленные переговоры о союзе против Вавилона. Цидкия перестал платить Невухадрецару дань и объявил свою страну независимою. Узнав об этом, вавилонский царь пришел в ярость и послал многочисленное войско в Иудею с повелением разорить мятежную страну. Зимой 587 г. армия Невухадрецара обложила Иерусалим. Иерусалимцы взялись за оружие и сражались с героизмом отчаяния. «Есть у тебя слово от имени Яхве?», — спросил Цидкия Иеремию. «Есть. Ты попадешь в руки царя вавилонского», — был ответ.

Приступы неприятия становились все грознее. Запасы хлеба истощались, появился голод. Изнуренные войны не могли уже с прежнем мужеством защищать укрепления. Наконец, 9 Тамуза 586 г. вавилонские войны пробили брешь в городской стене и ворвались в город. Началась резня. Вместе с вавилонскими войнами ворвались в Иерусалим орды эдомитов, бывших данников Иудеи, которые грабили и расхищали имущество жителей. Царь Цидкия был пленен вместе со своими сыновьями. Вавилонский царь расправился варварски со своим вассалом, нарушившим клятву верности. Он велел казнить сыновей Цидкии на глазах отца, а затем выколоть глаза Цидкии, заковать в цепи и отвезти в Вавилон.

Этим гнев победителя не утолился. Был отдан приказ окончательно разрушить Иерусалим. В Вавилон были отправлены все сокровища иерусалимского храма, все драгоценные сосуды и украшения святыни. Между 7 и 10 днем месяца Ава великолепный, существовавший со времен Соломона иерусалимский храм был сожжен. Сожжен был царский дворец и другие большие здания, разрушены крепостные стену Иерусалима. Первосвященник Серая и высшие сановники были казнены в присутствии Невухадрецара. Вновь иудейские пленники были сосланы, аристократия ума и происхождения была заброшена в Вавилон. Иерусалим опустел. «Мои глаза истощились от слез, все горит во мне, когда думаю о великом горе народа моего«,— плакал Иеремия на развалинах святого города.

После разрушения Иерусалима и двукратной ссылки иудеев в Вавилонию в Иудее оставалось поредевшее население небольших городов и сел. Невухадрецар, не желая совершенно разорить завоеванную страну, позволил оставшимся жителям владеть землею, с тем, чтобы они не давали ей запустеть. Правителем над этим мирным населением был назначен Гедалия, друг и единомышленник Иеремии. Гедалия и его окружение мирились с вавилонским господством как с чем-то фатальным. Гедалия избрал своей резиденцией город Мицпу, к северу от Иерусалима. Здесь был избран когда-то первый израильский царь Шаул. Не все иудейские войны искенно примирились с новым порядком, с наместником царя вавилонского. Составился заговор бывших сановников, Гедалия был убит, а вместе с ним и вавилонские чиновники. Заговорщики силой заставили собравшихся в Мицпе иудеев покинуть город. Последователи Гедалии, осознавая очевидность мести Невухадрецара, нового разгрома страны, задумали переселиться в Египет и отдаться под покровительство фараона, недавнего союзника Иудеи. Много иудейских семей удалились в Египет, возвратилась в ту страну, откуда за семь столетий перед тем вышли их освобожденные предки. В Мемфисе и других египетских городах жили иудеи, переселившиеся туда еще раньше, во время войн с Ассирией. Переселенцы питали надежду, что египтяне уничтожат господство Вавилона и возвратят их на родину. Часть эмигрантов усвоили египетские обычаи; Иеремия, покинувший Иудею вместе с другими, резко укорял этих людей, которых даже горе не исправило. Утвердившаяся в Египте иудейская колония сушествовала еще долгое время и составила ядро будущего центра диаспоры на берегах Нила.

После убийства наместника, разгневанный Невухадрецар отправил в Вавилон еще несколько сот иудейских семей. Вследствии ссылок и эмиграции Иудея лишилась большей части своего населения. Потомки легендарных поколений Авраама и Моисея, ушедших на заре истории с берегов Евфрата и Нила, вернулись к обоим берегам — одни в качестве пленных, другие в качестве добровольных эмигрантов. Родилась еврейская диаспора. Но впереди еще процесс срастания разрезанных частей. И пророк на вопрос: «Оживут ли кости сии?» — получит ответ истории: «Да!»

В Вавилонии очутилась умственная и родовая аристократия еврейского народа. Они жили на берегах Евфрата не смешиваясь с туземцами и ревностно оберегая свою самобытность. На чужбине инстинкт национального самосохранения усилился, и среди пленников Вавилонии царило большее единодушие, чем раньше среди свободных жителей Иерусалима. И вновь внешние события вершат судьбу еврейского народа: распад Вавилона и появление на мировой арене нового властителя Азии — Персии. Кир дает возможность евреям вернуться на родину, восстановить ее на правах автономной персидской провинции. Сначала идет заселение безлюдного Иерусалима и окрестностей, отстраиваются дома и иерусалимский храм. Эта первая реставрация связана с именами Зерубавеля и Иешуи (537–516). Спустя полвека — вторая реставрация, связанная с именами Эзры и Нехемии и направленная к расширению и упрочению социально-духовного строя в Иудее (458–420). После тяжелого политического кризиса народу предстояло организоваться с одной стороны и обособиться с другой путем национальной религии, культуры и всего того, что в совокупности называется «иудаизмом». Место великих идеологов, пророков заняли практические деятели — священники и книжники. Благодаря усилиям Эзры и Нехемии и их преемников Тора стала конституцией Иудеи. При этом имелось в виду заставить народ не слепо следовать заветам жрецов и ученых, а сознательно усваивать начала иудаизма. К концу эпохи персидского владычества иудейский народ успел уже настолько определиться и окрепнуть в смысле национально-культурном, что впоследствии мог противостоять мощному натиску эллинской культуры, проникшей в Иудею с наступлением греческого господства в Передней Азии.

Но духовно закаленная иудейская нация не избегла влияния восточного эллинизма. Около 200 г. Иудея перешла под греко-сирийскую власть Селевкидов. Влияние сирийского эллинизма в Иудее выразилось в форме увлечения некоторой части иудейского общества внешним лоском греческой жизни. В Иерусалиме образуется сильная партия эллинистов, сторонников ассимиляции. Образ жизни «новаторов» противоречит духу иудаизма и вызывает возмущение самобытников, хасидеев. Эллинисты ставят во главе народа своих первосвященников, которые вступают в союз с сирийским деспотом Антиохом Эпифаном для насильственного эллинизирования Иудеи. Эллинизм выражался главным образом в стремлении к секуляризации общественной жизни. Эллинисты совершили национальную измену: они довели родину до гнусного режима Антиоха Эпифана, до упразднения внутренней автономии. Сопротивление вызывает жестокие гонения со стороны Антиоха. Но тут проявляется вся мощь национального духа: происходит восстание патриотов под предводительством геройской семьи Хасмонеев (168 г.) Сначала освобождение от религиозного гнета, а потом политическое освобождение нации. 28-летняя борьба Хасмонеев приводит к независимости Иудеи (140 г.), потерянной четыре с половиною столетия перед тем.

Нация, давно отвыкшая от полной политической жизни, очутилась перед сложной задачей — создать новый государственный строй и приспособить его к старому строю, основанному на началах теократии. Тут возгорается внутренняя борьба, сильнейшая в еврейской истории. Решается вопрос: что должно преобладать в воссозданном свободном государстве — политический или религиозный элемент? Цадукеи разрешают вопрос в первом смысле, фарисеи — во втором. Цадукеи стремились ослаблять резкие национальные особенности, отличавшие иудеев от других образованных народов. Они конечно признавали Тору священной конституцией Иудеи, но почитали ее больше как наследие древности, как завещание предков, которым дорожат, но мало руководствуются в практической жизни. Девизом фарисеев были национальная самобытность и обособленность (приша: обособление), личная религиозная дисциплина, заставляющая правоверного иудея воздерживаться от всего, что нарушало чистоту веры, предписания Торы и устные предания. Они, несомненно, дорожили политическою независимостью Иудеи, но лишь как оболочкою, обеспечивающею сохранение ядра — культурной самобытностинации. Борьба охватывает все стороны жизни. Правители-Хасмонеи большей частью примыкают к направлению цадукеев; они больше политики и войны, чем первосвященники. За ними тянется денежная и служилая аристократия, издавна поддававшаяся эллинским влияниям. Во главе фарисейской партии стояли люди, отличавшиеся высокими умственными качествами, книжной ученостью, религиозным благочестием. Для фарисеев на первом плане стояли интересы не государства, а нации. Народная интеллигенция и масса, веками воспитанная в духе строгой теократии и менее восприимчивая к внешним переменам, охотнее идет за фарисеями, ратоборцами старой религиозной конституции. Иосиф Флавий в изложении событий эпохи Хасмонеев отмечает чисто политическую борьбу, борьбу за власть, за влияние на царя, за господство в государственном совете, или Синедрионе, за и против политики завоеваний.

 Потрясенное борьбою и династическими раздорами, молодое Хасмонейское государство идет в пасть великого мирового хищника — Рима. Помпей осаждает и захватывает Иерусалим, вступает со своей свитой во внутреннее святилище храма («святая святых»). С зачинщиками сопротивления Помпей жестоко расправился. В тоже время распорядился, чтобы храм был приведен в порядок и чтобы богослужение в нем возобновилось. Иудея была объявлена данницею Рима, но ей была оставлена государственная автономия. Свободная Иудея смогла продержаться едва 80 лет (140–63); полусвободной суждена еще более короткая жизнь — до начала управления римских прокураторов (63 г. до н.э.— 6 г. н.э.)

Римская верховная власть утверждает в Иудее правителей сначала из дома Хасмонеев, а потом из иудаизированного эдомитского рода — Ирода, чья мрачная тень ложится на сорок лет еврейской истории (37 г. до н.э. — 4 г. н.э.). Ирод — воин по римскому образцу, способный политик. Далекий от духовных идеалов еврейства, преклоняющийся только перед силой римлян и культурой греков. В своем государстве Ирод, объявленный римским сенатом царем Иудеи, старается быть маленьким Августом; он хочет перестроить Иудею по образцу Рима. Он расширяет территорию государства, отстраивает разрушенные города и создает новые, воздвигает великолепные здания и памятники, даже перестраивает иерусалимский храм. Но за этой блестящей декорацией слышатся проклятия разоренного народа и угрозы патриотов, ненавидящих «полу-иудея». Страна потрясена внутренними смутами, и Рим находит удобный момент, чтобы подчинить Иудею управлению римских наместников, оставляя тетрархов-Иродиан только на окраинах. Кончается римский протекторат и начинается римское владычество (6 г. н.э.)

Если народ не мог переносить управление ставленников Рима, то нельзя было ожидать, чтобы он мирился с непосредственным управлением римских «прокураторов». Знаменательно было то, что в самый момент введения непосредственного римского владычества в Иудее возникла организация с целью низвержения его (зелоты, канаим). Римляне не могли понять упорства нации, которая решилась противопоставить свой этический принцип «сила в праве» принципу хищной империи «право в силе».

Борьба была неизбежна. Но какими средствами бороться? Вот где расходятся дороги различных иудейских партий. Умеренные фарисеи полагают, что с таким физически неодолимым врагом как Рим можно успешно бороться только духовным оружием. Если врага нельзя удалить из своей территории, то надо удаляться, духовно изолироваться от него, ограждать и обособлять свою внутреннюю жизнь так, чтобы туда не проникал никакое иноземное влияние. Фрисеи-радикалы и «зелоты» требуют активного сопротивления во имя политической свободы. Для зелотов борьба с оружием в руках это самоцель — несовместима иудейская национальная политика с вассальною зависимостью Риму; для радикальных фарисеев борьба — средство для сохранения свободы духовной. Политический элемент стал преобладать в фарисейско-цадукейском споре. Поставив себе целью уничтожить революционное брожение в Иудее, прокураторы беспощадно преследовали тех активных патриотов, кототых народ называл ревнителями (зелоты), а римляне «разбойниками». Множество зелотов было распято на крестах; уличенные в сочувствии подвергались самым жестоким наказаниям. Крайние элементы зелотов образовали в Иерусалиме тайную фракцию сикариев, «кинжальщиков», которые путем убийств мстили и римлянам, и политическим противникам из своего народа. Освободительное движение превратилось в террористическое.

Не все в порядке было и в области религиозной. Цари широко пользовались своим правом назначать первосвященников и смещать их. Эта система произвольных назначений, не обходившаяся без подкупа и низкого искательства, действовала деморализующим образом на всю храмовую иерархию. Часто назначались недостойные первосвященники, пользовавшиеся своим саном только для извлечения из него материальных выгод для себя и своих родственников. Пользуясь своей властью в Синедрионе, первосвященники расправлялись с политическими противниками. Борьба доходила до рукопашных уличных схваток между партиями соперников. Скорбь о нравственном упадке духовенства слышится в Талмуде:

«Горе мне от рода Боэтоса… Горе мне от рода Ханина… Горе мне от рода Кантары… Они сами первосвященники, их сыновья — казначеи (храма), их зятья — надзиратели, а их слуги бьют народ палками.»

Низко пало храмовое духовенство в момент величайшего напряжения национально-духовных сил еврейства накануне трагической войны за независимость.

«Терпение иудеев длилось до прокуратора Гессия Флора: при нем началась бойна» (Тацит). Флор — последний иудейский прокуратор, вызвавший своими жестокостями всеобщее народное восстание. Начинается самая героическая из всех освободительных войн, какие знает всемирная история. Четыре года (66–70 гг.) продолжается эта война маленькой, но могучей духом нации с властелином мира.

Страстные споры не улеглись и когда вспыхнуло восстание. Рядом, внутри самой нации, идет трагическая борьба между политическими и духовными элементами, между желающими спасти все и желающими спасти хоть что-нибудь из былой автономии. Номинальный царь Агриппа II дает возмущенному народу один совет: покорно нести иго великого, непобедимого Рима и довольствоваться той дозой автономии, которую суверен милостливо дарует подчиненной стране. Раз покоривщись иноземцам (Помпею), остается только безропотно сносить их владычество. Зелоты резко выступают против римской верховной власти, вооруженные сикарии присоединяются к ним — Иерусалим очищен от римских войск (66 г.), партия восстания взяла верх над миролюбцами. Но тут возгорается борьба в рядах самих повстанцев. Сикарии («разбойники» по терминологии Иосифа Флавия) позволяют себе разные бесчинства, убивают первосвященника. Зелоты изгоняют сикариев и добиваются господства в Иерусалиме. Народ ликовал, иудейский Бог сильнее Рима. Нация стала деятельно готовиться к решительной войне за освобождение.

На этой почве политического и религиозного воодушевления сошлись самые разнообразные элементы общества. Многие из «миролюбцев» были силою событий втянуты в ряды активных борцов за независимость. Синедрион стал играть политическую роль. Иерусалимская аристократия не только была вовлечена в поток революции, но даже поставлена во главе временного правительства. Это присоединение умеренных элементов дало партии зелотов качественный минус. Оно неминуемо должно было ослабить интенсивность зелотизма. Нельзя было считать прочным и союз между цадукеями и фарисеями, вошедшими в состав объединенного правительства.

Известие о восстании в Иерусалиме дошло до императора Нерона. Чтобы усмирить Иудею Нерон послал на Восток опытного и храброго полководца Флавия Веспасиана. Весной 67 г. выступил в поход. Армию дополнял египетский легион во главе с Титом, а также вспомогательные отряды вассальных царей, в том числе и Агриппы II. Римляне заняли Нижнюю Галилею почти без сопротивления. Ополченцы оказали героическое сопротивление в Иотапате и в Гамле; некоторые города открывали ворота римлянам, надеясь на снисхождение. На исходе 67 г. Галилея была завоевана. Путь к Иерусалиму был открыт.

Неудачная оборона Галилеи подорвала доверие народа к правительству национальной обороны. Радикалы зелотской партии поняли, что правительство, состоящее из консервативных аристократов и рассудительных фарисеев, невольно вовлеченных в поток революции, не сможет действовать с той энергией и фанатической отвагой, какие нужны для освободительной войны. Правительство приняло вызов. Его главные представители — бывшие первосвященники, богачи и главы фарисеев — вступили в борьбу с угрожавшей диктатурой плебеев. Приверженцы правительства с ожесточением бросились на зелотов. Полилась кровь. Зелоты беспощадно истребяли аристократов, «революционный трибунал» приговаривал влиятельных людей к смертной казни по обвинению в переговорах с римлянами. Совершился государственный переворот, сваливший аристократическое правительство, опиравшееся на умеренных патриотов. Утвердилось господство зелотов.

Веспасиан внимательно следил из Кейсарии за междоусобицей в Иерусалиме. Он решил выждать, пока иерусалимцы взаимными распями и террором до того истощат свои силы, что не будут в состоянии сопротивляться нападению римлян. «Нет надобности идти против людей, которые истребляют друг друга.«

В 68 г. умер император Нерон, и в Римской империи наступили династические смуты. К концу 69 г. Веспасиан стал повсеместно признанным императором.

Революционная демократия, ставшая на место аристократического правительства в Иерусалиме, не могла установить твердый порядок. Межпартийная борьба не остывала. Партия Элеазара бен Симона состояла из сравнительно умеренных зелотов; партия Иоханана Гисхалы отличалась большим радикализмом, а к Симону Баргиоре тяготела крайняя террористическая фракция. Только в последнюю минуту, когда вокруг Иерусалима уже начались приготовления к осаде, зелотские партии прекратили взаимную борьбу.

Тит стянул к Иерусалиму огромную армию. И вновь в ее составе отряд Агриппы II. Главным советником Тита был ренегат Тиверий Александр, некогда опозоривший себя разгромом своих бывших соплеменников. Тит начал с того, что предложил жителям добровольно сдать ему город и подчиниться римскому владычеству. Это предложение было, конечно, с презрением отвергнито зелотами.

Римское осадное искусство делало свое дело: в мае 70 г. римляне овладели северной стеной Иерусалима, спустя пять дней неприятель овладел и второю стеной. Тит снова попытался склонить героев обороны к сдаче города и послал к ним Иосифа Флавия в качестве парламентера. Став на возвышенность против стены, Иосиф уговаривал осажденных прекратить бесполезную борьбу, поглощающую массу жертв. Но стоявшие на стене прерывали оратора криками негодования и даже бросали в него стрелы.

Долго еще оборонялись бы храбрые защитники Иерусалима, если бы на помощь их врагам не явилась стихийная сила: голод. Римляне решились взять город измором. Ежедневное жертвопреношение прекратилось. Новое обращение Иосифа Флавия к Иоханану Гискала, предводителю зелотов, с просьбою пощадить храм и сдаться римлянам, было отвергнуто. 10 ава (август 70 г.) грандиозное здание храма запылало. Римляне убивали всех попадавшихся на глаза, вооруженных и безоружных, сдававшихся и сопротивлявшихся, взрослых и детей.

«Вся Храмовая гора казалась пылающей от основания до вершины, но потоки крови были шире потоков огня; из-за трупов не видно было земли»,— пишет Иосиф Флавий, очевидец.

Борьба продолжалась в Верхнем городе. Зелоты расположились в бывшем дворце Ирода. Но осажденные не могли уже обороняться с прежней энергией. Без провианта, с населением, истощенным от голодовки и потерявшим после сожжения храма прежнюю веру в спасение отечества, трудно было продолжать оборону. Римляне ворвались в Верхний город, водрузили свои знамена на башнях Иродова дворца (сентябрь 70 г.) «На следующее утро солнце взошло над дымившимися развалинами Иерусалима» (И.Флавий).

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Ойзерман: Падения Израильских Царств. Компиляция из «Истории еврейского народа» С.М.Дубнова: 6 комментариев

  1. Сэм

    Интересное изложение работ Дубнова.
    И у меня вопрос к автору: Дуьнов лавал источник своей инфрпмации?
    Жто только Иосиф Флавий?

    1. Сэм

      Исправление опечаток:
      Дубнов давал источник своей информации?
      Это только Иосиф Флавий?

      1. Alexander Oyzerman

        Загляните в Библиографию, приведенную С.Дубновым в упомянутых томах.

        1. Сэм

          Уважаемый автор, я задал вам простой вопрос, а вы меня послали .
          У меня нет этой книги, в Сети я её не нашёл, а в той, что нашёл: «С. М. Дубнов
          Краткая история евреев» нет библиографии.
          Но при этом, вспоминая Дубнова не стоит забывать, что Дубнов был принципиальным противником сионизма.
          Хотя, наверное, на истории описанного вами периода эта его идеология не сказалась.

  2. Любовь Гиль

    Сердечно благодарю Александра Ойзермана за крайне актуальную публикацию об уроках нашей древней как мир истории, поведанной нам и нашим потомкам великим историком С.М. Дубновым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.